пятница, 8 февраля 2013 г.

жертвоприношение в язычестве на руси

В «Семик» (седьмой четверг после Пасхи) совершался благочестивый обычай погребения и поминовения убитых на убогих домах, или скудельницах, которые располагались в основном в рощах. Обряд этот напоминал тризну [Снегирев, 1990: 131 ]. Затем в различных областях поселяне и горожане собирались на Семик в леса и рощи, пели песни, завивали ветки, срубали молодое березовое дерево и наряжали его в женское платье или обвешивали разноцветными лентами и лоскутьями. Потом следовал общий пир, изготовляемый в складчину или ссыпчину, то есть из мирского сбора муки, молока, крашенных яиц и других припасов; на покупку вина или пива назначались денежные взносы [Афанасьев, 1994: 705 ].

Одним из языческих празднеств, сохранившемся до наших дней, является Масленица. На Масленицу приносились следующие жертвы: хлеб, блины, масло, питье, солома. Центральной жертвой являлась соломенная кукла, которую выносили за окраину села и сжигали – как символ зимы и богини смерти Марены (Мары). На Масленицу сваренное в складчину пиво вместе распивалось, и этот обычай – варить пиво в складчину – назывался братчиной. Смысл жертвований – призывание плодородия, проводы зимы (смерти) и торжество жизни (весны).

Братчина засвидетельствована в народном календаре как непременный элемент ряда праздников. Обряд колядования, который относится к зимнему солнцестоянию, напоминает языческую братчину: группа колядников ходит по дворам, они поют песни и танцуют, наряжаются в козу, медведя и в каких-либо сказочных персонажей, желают хозяевам всяческих благ, а в мешок собирают пожертвования. Так, А.Афанасьев отмечает: «По всему вероятию, и сбор припасов имел некогда религиозное значение: жертвенные приношения и праздничное пиршество могли совершаться не только в каждой отдельной семье – перед ее отцовским очагом, но и сверх того – перед очагом князя, от имени всего подвластного ему племени, и в этом последнем случае должны были устроиться на общий счет, в складчину» [Афанасьев, 1994: 752-753 ]. Смысл колядских приношений состоял в приветствованнии солнца, так как с 24 декабря день начинал прибавляться, и жизнь возрождалась, то есть боги рождались заново вместе с солнцем.

Земледельческая братчина приносится следующими жертвами: пивом, кутьей (кашей), хлебом итд. Пиво варится из продуктов, собранных в складчину, или же каждый варит отдельно, а затем приносит на место общего собрания, где все и сливается в общий котел. Земледельческая братчина совершалась в разное время и по разным поводам.

Одним из первых исследователей братчины был Д.К.Зеленин, выдвинувший гипотезу о том, что свое происхождение древнерусская братчина ведет от коллективного древнего охотничьего обряда, а дальнейшее изменение происходит под влиянием двух факторов: усложнения и изменения религиозных верований; изменения соответствующих занятий населения [Д.К.Зеленин, 1928: 130-134 ]. Он выделил земледельческую, скотоводческую и пчеловодческую братчины. Разделение на виды весьма условно, так как оно связано с предметом принесения в жертву. Д.К.Зеленин определил братчину как обрядовый праздник, но не рассмотрел все ее функции и в честь каких богов совершался данный обряд.

В данном исследовании предпринята попытка систематизировать известные факты, связанные с братчиной ритуал, его эволюция, смысл жертвований, приносимой на пиру.

Необходимо отметить не только стихии, которым приносились пожертвования (требы), но и места совершения священнодейств. Одним из главных культовых мест являлось святилище, которое располагалось обычно за пределами поселений на возвышенном месте. Вокруг святилища существовала сакральная граница, а вблизи находились священные колодцы или целебные источники [Русанова, 1997: 48 ]. Археологи выделяют несколько видов культовых камней: камни-следовики, камни с выемками, камни с крестами, камни без следов обработки [Шорин, 1991 ]. В заговорах нередко места совершения обрядов – «чистое поле» и другие объекты, в том числе жилые и иные постройки. Упоминания о камне Алатыре (от которого произошло слово «алтарь») носят преимущественно мифологический характер. К местам совершения обрядов относятся также священные рощи и отдельные деревья [Турилов, Чернецов 1997: 103 ]. Одним из наиболее почитаемых деревьев на Руси был дуб. Так, со дна Днепра поднят ствол дуба, с девятью вбитыми в него кабаньими клыками, интерпретированный как объект ритуальных обрядов [Иванкин, 1981: 126-127 ]. Дуб у славян – священное дерево, связанное с культом предков, с перевоплощением душ умерших, а также с идеей мирового дерева ["Славянская Мифология", 1995: 169-171 ]. Как отмечалось ранее, жертвы приносили колодцам, источникам и рекам. Символика воды связана с ее природными свойствами: прозрачностью, свежестью, быстрым течением, способностью очищать и с представлениями о воде как об опасном пространстве, принадлежащем потусторонним силам. Жертвенные дары находят в погребениях: украшения, горшочки с едой, кости животных и прочий инвентарь. Существовали различия и в трактовке жертв: кровавые (животные: курица, петух, конь, барашек, свинья и другие) и бескровные (зерно, кутья, блины, пиво или мед, яйцо; различные предметы).

Сами стихии воплощали определенные космические силы. Земля – одна из основных стихий мироздания. Она осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека (мать-сыра земля). Вода – источник жизни и средство магического очищения. Огонь – очищающего пламени, несущего свет и тепло, так как он связан с солнцем, воплощающим творческое, активное начало, но он мог быть и стихией яростного, мстительного пламени. Воздух – связан с небом, это – сфера пребывания душ и невидимых демонических существ ["Славянская Мифология", 1995: 192, 96, 284, 99 ]. Жертвы приносились этим стихиям в течение всего года. Жертвы земле приносились: ради плодородия – в календарной обрядности (лето, осень, весна); при поминовении предков – в жизненном цикле (весной, осенью); при погребении. Жертвы воде приносились: при помоле зерна нового урожая – в календарной обрядности (зимой); чтобы умилостивить духов – водяного, русалок (осень, весна). Жертвы огню совершались в течение всего года. Слова жрети – «греть», «гореть» созвучно с жертвой. В семье домашний очаг являлся жертвенником. Огонь выступал как посредник между богом и людьми. По мифологическим представлениям древних славян, объятая пламенем жертва превращалась в дым и пар и возносилась к небу, где жили боги. Жертвы ветру, воздуху должны были охранять жизнь и имущество членов семьи.

Источниками изучения этого обряда служат различные упоминания в летописях, уставные грамоты, уголовные дела о совершенных на братчинах преступлениях, этнографические материалы, заговоры, былины и русские народные песни. В письменных источниках сохранились упоминания о принесении жертв определенным силам природы. Макарий пишет: «обычая держахуся от древних прародителей … Суть же скверные молбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и проста рещи всей твари поклоняхуся ако Богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом волы и овцы, и всяк скот и птицы » [Фаминцын, 1995: 35 ]. В Слове, которое приписывается Cв. Иоанну Златоусту (список XIV в.), встречаем упоминание о приношении жертвы воде, колодцам, рекам, огню и камням. Итак, источники отмечают, что жертвования приносились четырем стихиям мироздания: земле, воде, огню, воздуху (рассеивали пепел по воздуху во время тризны).

Общественные пиршества, известные под именем «братчина» сохранялись в почти неизменном виде с древнейших времен вплоть до начала 20 века. Для их сохранения необходима была, помимо силы традиции, и сила общественных инстинктов (сила рода); только она могла преодолеть разрушительное влияние развивающейся экономически.

В языческой религии древних славян существует обряд, который сопровождал большинство жертвоприношений и сам, по сути, являлся таковым – братчина. В переводе с древнерусского «братчина» означает – пиршество, устраиваемое в складчину, то есть общинный праздничный пир [ Даль, 1909: 128 ].

Вера в могущество сил природы и глубокое понимание ее законов лежат в основе жертвоприношений у населения Древней Руси. Жертва, жертвоприношение – в языческой традиции главный религиозный обряд, осуществляемый жрецами («жрец» и «жертва» от одного старославянского корня) – ["Славянская Мифология", 1995: 181 ]. Жертвы обращены к стихиям, добрым и злым духам, связанным с водой (рекой, источником, колодцем) или огнем, к антропоморфизированным языческим богам [Рикман, 1987: 176 ].

Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси

СЛАВЯНСКИЕ СЕТИ – информационный портал » Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси

Комментариев нет:

Отправить комментарий